Высокое неравенство может создавать для людей стимулы вести себя нечестно и снисходительнее относиться к неэтичному поведению других. Эта связь обусловлена ощущением потери контроля над собственной жизнью, когда человек не находит возможностей изменить ее к лучшему.
  |   Ирина Рябова Эконс

Высокое неравенство влечет за собой неблагоприятные социально-экономические последствия: исследования подтверждают, что оно вредит экономическому росту (1, 2, 3), негативно влияет на ожидаемую продолжительность жизни, социальный капитал, межпоколенческую экономическую мобильность, способствует росту насильственных преступлений.

Еще одно отрицательное последствие высокого неравенства заключается в том, что оно ведет к распространению неэтичного поведения. В условиях высокого неравенства люди не только оказываются более склонны к нечестному поведению сами, но и становятся более снисходительными к неэтичным поступкам других: тем самым высокое неравенство меняет представление общества о морали, показало исследование Марьям Кучаки (Северо-Западный университет), Кристофера То (Ратгерский университет) и Дилана Вивада (компания Slack Technologies).

Неравенство тесно связано с ощущением контроля над своей жизнью, доказали авторы. Более ранние исследования уже показали связь между этим ощущением и оценками неэтичного поведения. Люди, ощущающие недостаток такого контроля, более толерантны ко лжи, мошенничеству и воровству: восприятие своего социального положения как несправедливого снижает психологические издержки недобросовестного поведения. Кучаки и ее соавторы показали причинно-следственную связь между контролем, моралью и неравенством.

Высокое неравенство снижает социальную мобильность, то есть возможности повысить свое социальное положение. И тем самым порождает чувство относительной депривации – ощущения нехватки желаемого ресурса (например, денег или социального статуса) по сравнению с определенным стандартом, в качестве которого могут выступать собственные ожидания или социальное сравнение. В обществах с высоким неравенством социальная мобильность, как правило, низка. Ощущая невозможность улучшить свое благополучие, люди с большей вероятностью готовы вести себя неэтично.


Неравенство и контроль

Кучаки и ее соавторы объединили и проанализировали три набора данных: базу Standardized World Income Inequality Database, фиксирующую уровень неравенства (индекс Джини) по 196 странам с 1960 г., базу данных Penn World Table об экономическом развитии для 182 стран с 1950 г. и Всемирное исследование ценностей World Values Survey за 1981–2014 гг., в котором более 125000 человек оценивали в том числе, насколько они могут контролировать собственную жизнь и оправданность неэтичных действий (например, уклонение от оплаты проезда в общественном транспорте, получение взятки и мошенничество с налогами). Оказалось, что те, кто живет в обществах с более высоким уровнем неравенства, более терпимо относятся к неэтичному поведению и они же чувствуют, что меньше контролируют собственную жизнь.

Затем исследователи провели эксперименты с участием порядка 800 человек. Им показывали изображения нескольких лестниц с 10 ступенями – аналогия децильных групп в распределении доходов. На каждой из ступеней размещалось разное количество мешков с деньгами, отражая уровень неравенства в обществе (например, на одной из лестниц почти все мешки были на самой верхней ступени). Участники выбирали, какая из лестниц, по их мнению, лучше всего отражает уровень неравенства в их районе. А затем оценивали приемлемость неэтичного поведения, например подделки подписи, списывания на экзамене или незаконной загрузки программного обеспечения; а также то, насколько они, по их ощущению, могут контролировать свою жизнь и насколько, по их мнению, другие могут контролировать собственное неэтичное поведение.

Оказалось, что, опять же, те, кто воспринимал уровень неравенства в своем районе как относительно более высокий, сообщали об относительно более низком контроле над собственной жизнью и демонстрировали более высокую приемлемость неэтичного поведения.

Для дополнительной проверки результатов исследователи провели еще один эксперимент, предложив участникам мысленно «пожить» в вымышленном обществе – чтобы абстрагироваться от привязки к реальному району проживания. Одной группе сообщили, что это вымышленное общество характеризуется высоким неравенством, а другой – что низким. Затем участники также отвечали на вопросы о своем восприятии контроля и этики. Выяснилось, что даже в вымышленном обществе, отличающемся высоким неравенством, люди ощущают более низкий уровень контроля над собственной жизнью и более толерантны к неэтичному поведению.

Наконец, авторы провели еще одно исследование, участники которого, помимо оценок неравенства в своем районе, собственного чувства контроля и отношения к неэтичному поведению, характеризовали наличие у них возможностей социальной мобильности (выражая степень согласия с такими утверждениями, как, например, «У меня есть много возможностей продвинуться в обществе»). Исследователи обнаружили, что участники, живущие, по их мнению, в районах с относительно более высоким неравенством, оценивают воспринимаемую социальную мобильность ниже. Это помогает объяснить, почему неравенство снижает чувство контроля, заключают авторы.

Чувство личного контроля над своей жизнью – это представление человека о том, в какой степени он сам определяет ход своей жизни, и это чувство зависит от того, какие возможности есть у человека, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. «Если человек думает, что общество неравноправно, но у него есть возможность двигаться вверх, то он все равно ощущает контроль. Но если вы не можете двигаться вверх, вы теряете чувство контроля», – объясняет Марьям Кучаки, один из авторов исследования.

В целом его результаты помогают ответить на вопрос, почему в регионах со значительным экономическим неравенством выше уровень преступности, а также, например, почему в США студенты чаще списывают в штатах с относительно более высоким неравенством, добавляет Кучаки.


Контроль и этика

Способность контролировать собственную жизнь и восприятие этических норм тесно связаны. Согласно теории атрибуции психолога Фрица Хайдера, поступки человека можно объяснить внутренними причинами (личными качествами, характером и т.д.) и внешним контекстом (ситуацией, в которой человек находится). Неэтичное поведение считается менее приемлемым, если оно вызвано волеизъявлением самого человека, а не внешними причинами.

Но относительный акцент на внутренних и внешних причинах поведения других людей меняется в том числе от восприятия собственных экономических ресурсов. Так, люди, ощущающие свой социально-экономический статус как низкий, более склонны объяснять свои социальные и личные результаты внешними причинами. Тогда как люди с более высоким субъективным социально-экономическим статусом склонны связывать свое положение со своими внутренними характеристиками. И эта связь объясняется чувством личного контроля.

Ощущение контроля над своей жизнью также усиливает моральные суждения человека о действиях других. Люди при оценке поведения другого человека склонны выносить суждения не только на основе своего восприятия, но и руководствуясь личным опытом. Таким образом, ощущение личного контроля становится дополнительной информацией для человека в процессе моральной оценки поступков других людей. В результате те, кому не хватает собственного чувства контроля, демонстрируют менее интенсивные реакции на неэтичное поведение, такое как воровство, мошенничество и ложь, то есть нечестность для них становится более приемлемой. В условиях высокого неравенства люди теряют ощущение контроля и с большей вероятностью готовы вести себя неэтично.

Экономическое неравенство может подорвать фундаментальный элемент нормально функционирующего общества – осуждение неэтичного поведения, заключают Кучаки и ее соавторы. Неравенство меняет общее представление людей об этических нормах, и чем выше неравенство, тем терпимее люди относятся к неэтичному поведению. Если неэтичное поведение становится все более приемлемым и распространенным, люди перестают доверять друг другу и не могут успешно взаимодействовать.