Говорить неправду – социальный навык, который развивается с самого детства. Несмотря на отрицательные последствия лжи, полностью избавляться от нее вряд ли стоит: мир, в котором все говорят только правду и безошибочно распознают чужую ложь, будет не таким уж приятным.
  |   Ирина Рябова Эконс

«Все лгут» – это высказывание доктора Хауса из популярного сериала может процитировать любой, даже тот, кто сериал не смотрел. Ложь действительно неотъемлемая составляющая человеческого существования, указывают ученые: например, всем нам приходится лгать практически каждый день, просто здороваясь с другими людьми и отвечая на вопрос «Как дела?», писал социолог Харви Сакс. Приветствия как часть разговора имеют формально-ритуальный характер, поэтому социально приемлемым ответом будет «Прекрасно» или что-то подобное, объяснял он, а не подробный рассказ о том, как именно идут дела. Если же у человека не все в порядке, он вынужден лгать, чтобы поддержать коммуникацию и отношения с собеседником.

Исследования подтверждают вывод доктора Хауса. Люди говорят неправду минимум один-два раза в день, показал анализ дневников использования времени среди студентов американских колледжей и членов местных общин, проведенный психологом Беллой ДеПауло из Виргинского университета с соавторами. За неделю исследования 147 его участников фиксировали в дневниках, когда им приходилось говорить неправду, – в общей сложности получилось 1535 раз, причем только один из 77 студентов и шестеро из 70 членов местного сообщества заявили, что не солгали ни разу. За неделю студенты сказали неправду 38% людей, с которыми общались, члены местной общины – 30%. На самом деле участники исследования лгали чаще, чем фиксировали это в дневниках, предполагают авторы: они могли забыть или просто не осознать, что в какой-то момент лгали; ни у кого «повседневная» ложь – например, вежливо сказать бабушке, что подаренный ею свитер очень классный, – не вызывала беспокойства или сожаления, никто не считал свою ложь серьезной, не планировал ее и не беспокоился, что его поймают.

Две трети (60%) студентов, принявших участие в другом исследовании, которое провели психолог Роберт Фельдман с коллегами по Массачусетскому университету в Амхерсте, в течение 10-минутного разговора лгали в среднем почти три раза, пытаясь выглядеть более компетентными и привлекательными собеседниками, выяснили ученые. Исследователи проводили скрытую запись видеороликов о взаимодействии между каждой парой студентов, а потом показывали запись каждому из собеседников индивидуально, попросив выявить любые неточности или ложь в их речи. Оказалось, что многие даже не всегда осознавали, что говорят неправду: «Когда люди наблюдали за собой на видеозаписи, обнаруживали, что лгут гораздо больше, чем они думали», – отмечал Фельдман. Также оказалось, что мужчины и женщины лгут по-разному: по словам Фельдмана, женщины чаще лгали, чтобы человек, с которым они разговаривали, чувствовал себя комфортно, тогда как мужчины чаще лгали с целью произвести на собеседника хорошее впечатление.

«Белая» и «черная» ложь

Люди прибегают ко лжи по множеству причин, и перечислить их все вряд ли реально, однако можно выделить несколько типичных мотивов, считает Пол Экман, почетный профессор психологии Калифорнийского университета в Сан-Франциско, автор книги «Психология лжи», вдохновитель и консультант популярного сериала «Обмани меня».

Экман перечисляет девять мотивов, приводящих к тому, что человек лжет; самые частые из них – желание избежать наказания, будь то штраф за превышение скорости или выговор за разбитую чашку, а также стремление получить награду, которую нельзя получить другим способом (пример – заявить на собеседовании о наличии опыта некоей работы, хотя его нет, чтобы повысить шансы получить должность). Среди других причин лжи, которые упоминает Экман, – необходимость обезопасить себя (пример – находящийся один дома ребенок говорит незнакомцу, что его отец сейчас спит); стремление завоевать восхищение окружающих; желание выйти из неловкой социальной ситуации (человек может солгать, что занят, чтобы завершить неприятный телефонный звонок); попытка сохранить конфиденциальность и не раскрывать свои планы; стремление обеспечить себе власть над другими, ограничивая им доступ к информации, которой располагает тот, кто лжет.

Однако есть разница между «ритуальной», «маленькой» ложью, которую люди почти не замечают, и серьезной, которая может быть нацелена на сокрытие правонарушений: эти два вида лжи различаются как по содержанию, так и по мотивам, отмечает Белла ДеПауло. Если к повседневной неправде относят, например, заявление, что человек устал или занят (чтобы уйти со скучной вечеринки), то неправду о смертях, болезнях или опасности, о личных отношениях или важных событиях в жизни люди относят уже к серьезному обману. Кроме того, серьезная ложь говорится преимущественно из корыстных побуждений, тогда как повседневная, как правило, более «просоциальна» и чаще относится к типу «белой лжи» (white lie, которая может идти на пользу тому, кому лгут – например, чтобы поддержать и приободрить собеседника).

Нечестное поведение считается предосудительным и нежелательным, но в определенных обстоятельствах ложь признается приемлемой и даже необходимой – например, «белая ложь» врача, утешающего пациента. Так, профессор психологии и поведенческой экономики Университета Дьюка Дэн Ариели, автор книги «Вся правда о неправде», пишет в ней, что с благодарностью вспоминает, как долгое время лежал в больнице с тяжелыми ожогами и врачи говорили, что с ним все будет в порядке, даже когда медицинские показания были не настолько обнадеживающими.

Эволюция лжи

Ложь возникла вместе с самой речью человека, давая определенное преимущество в борьбе за ограниченные ресурсы и партнеров тем, кто хотел манипулировать окружающими без применения физической силы, предполагают ученые. «Лгать очень легко по сравнению с другими способами обретения власти. Намного легче солгать, чтобы получить чье-то богатство или деньги, чем ударить для этого кого-то по голове или ограбить банк», – объясняет Сиссела Бок, философ и психолог из Гарвардского университета.

Правду говорить легче, в то время как ложь требует усилий и острого, гибкого ума, полагает психолог Бруно Вершуере, в 2016 г. вместе с соавторами исследования, посвященного нечестности в разном возрасте, получивший Шнобелевскую премию («за то, что спросили тысячу лжецов, как часто они лгут, и решили поверить этим ответам»). Это исследование показало, что ложь – часть развития умственных способностей: дети учатся говорить неправду в самом раннем возрасте и делают это часто, но неумело; подростки лгут и лучше, и чаще – проверяя таким образом границы своей независимости; а в пожилом возрасте и частота лжи, и «мастерство» ее применения снижаются.

C возрастом отношение к нечестности меняется – и это влияет на частоту, с которой люди лгут, отмечается и в другой работе, выполненной психологами из Румынии и Бразилии. Дети дошкольного возраста лгут по эгоистическим мотивам, чтобы избежать наказания или получить выгоду, и, как правило, оценивают нечестность отрицательно. По мере взросления дети лгут более часто и умело, демонстрируют более продвинутые навыки эгоистической лжи, но также начинают лгать «просоциально» – чтобы помочь другим или чтобы не огорчать других; дети и подростки почти не воспринимают «белую ложь» отрицательно.

Убедительность лжи коррелирует с продвинутыми социальными навыками, показывает исследование Роберта Фельдмана с соавторами. Авторы выяснили, что среди всех возрастов и полов подростки с наиболее развитыми социальными навыками оказались самыми талантливыми лжецами. Они могли говорить неправду, контролируя свое невербальное поведение, включая выражение лица, высоту голоса, позу и зрительный контакт. Молодым людям с наихудшими социальными навыками было труднее всего контролировать свое невербальное поведение, когда они лгали.

У нечестного и творческого поведения есть нечто общее – оба связаны с нарушением существующих правил, свидетельствуют эксперименты, которые провела Франческа Джино, профессор Гарвардской школы бизнеса. В одном из экспериментов участникам показали серию числовых матриц и попросили найти два числа, дающие в сумме 10. В зависимости от количества «решенных» матриц участники получали вознаграждение, и почти 60% солгали, сообщая экспериментаторам завышенные результаты. В следующем задании оценивались творческие способности участников (к ряду из трех слов надо было придумать четвертое, связанное с остальными): оказалось, что те, кто солгал о своих результатах в предыдущем задании, показали более высокий уровень креативности, чем правдивые участники.

Схожие результаты «на уровень честности» показывают другие аналогичные лабораторные эксперименты: порядка 35–40% участников честно сообщают свой результат, даже если его нельзя проверить и если он снижает вознаграждение. Люди честны иногда даже в ущерб себе, чтобы соответствовать социальной норме, так как выбор «солгать или сказать правду» имеет не только материальное измерение – в этом, как ни странно, честность схожа с «белой» ложью.

Последствия лжи

Серьезный обман у его жертвы часто надолго подрывает доверие не только к самому лжецу, но и к другим людям. Когда человек лжет, он нарушает негласное соглашение – относиться к другим так, как он хотел бы, чтобы относились к нему.

Один из способов понять, насколько допустима ложь, – задаться вопросом, к каким последствиям она приводит, размышляет Белла ДеПауло. Участники дневниковых исследований обычно описывали свои социальные взаимодействия как приятные и значимые, однако если участник лгал, то испытывал дискомфорт (хотя и не сильно выраженный), что заставляло по возможности избегать нечестности при личном общении и при коммуникации с более близкими людьми. Таким образом, даже обычная, повседневная ложь, похоже, оставляет за собой небольшое «пятно», заключает ДеПауло.

Зачастую отступления от приемлемого поведения описываются как «движение под откос», начавшееся с одного мелкого нарушения – небольших «пятен», если воспользоваться выражением ДеПауло. «Можно держаться на одном и том же уровне добра, но никому никогда не удавалось удержаться на одном уровне зла. Этот путь ведет под гору», – увещевал отец Браун, персонаж Гилберта Кита Честертона. С ним вполне может согласиться Дэн Ариели: «Я много разговаривал с крупными мошенниками – трейдерами-инсайдерами, бухгалтерами-мошенниками, людьми, которые «продавали» якобы матчи НБА, спортсменами, пользовавшимися допингом. За единственным исключением, все это были истории о скользких склонах».

Нечестное поведение может входить в привычку, если повторяется снова и снова, поскольку мозг человека постепенно адаптируется к неприятным ощущениям, которые обычно связаны с произнесением лжи, подтверждает исследование, проведенное Дэном Ариели с соавторами. Исследователи с помощью МРТ изучили активность мозга тех, кто говорит неправду, а именно реакцию миндалевидного тела, отвечающего за эмоции. Активность миндалевидного тела лжецов снижалась с каждой последующей ложью, то есть каждая ложь притупляет чувства и делает последующую ложь эмоционально более легкой. Постепенно люди начинают врать уже просто «по привычке», даже когда нет каких-то мотивов сказать неправду.

Как распознать ложь

Некоторые подсказки в поведении и жестах, по мнению экспертов, могут навести на подозрения, что человек говорит неправду. Например, лжецы чаще жестикулируют обеими руками, хмурятся, употребляют междометия (вроде «хм»), обнаружили исследователи из Мичиганского университета. Также произносящие неправду чаще склонны поджимать губы, не заканчивать предложения и «играть» с волосами, полагает Эдвард Гейзельман, профессор психологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.

Однако стопроцентно надежного способа распознать, лжет человек или нет, не существует. Лжец, убедивший себя в собственной искренности, сам начинает верить в нее, и распознать ложь уже невозможно: разоблачить можно только того, кто лжет и при этом знает, что лжет, писал Экман в «Психологии лжи». «Ни у кого не вырастает нос, как у Пиноккио. Нет никакого знака, который присутствует, когда кто-то говорит неправду, и отсутствует, если человек правдив», – объясняет Экман.

В большинстве случаев люди не осознают, что лгут, и это помогает им лгать, поскольку в таком случае они не проявляют нервозности и беспокойства, указывает Дэвид Смит, профессор философии в Университете Новой Англии, автор книги Why We Lie («Почему мы лжем»). «Самообман – это служанка обмана: скрывая правду от самих себя, мы можем более полно скрыть ее от других», – заключает он.

На предпочтение честности можно повлиять – примеры честного поведения в окружающей социальной среде могут выступать как фактор, побуждающий человека меньше лгать, свидетельствует исследование, проведенное Йоханнесом Абелером, профессором экономики Оксфордского университета, совместно с Армином Фальком (Боннский университет) и Фабианом Коссе (Мюнхенский университет). Они проанализировали поведение детей младшего школьного возраста (в среднем 7,8 года) из малообеспеченных семей, участвовавших в годичной программе наставничества. Она предполагала совместное проведение времени ребенка со взрослым наставником по полдня в неделю и совместную деятельность (приготовление пищи, игра в футбол, рукоделие и т.п.). Оказалось, что участие в программе значительно повышает уровень честности детей, и эффект этот долгосрочный: спустя четыре года после завершения программы дети, общавшиеся с наставниками, демонстрировали большую честность, чем их не участвовавшие в программе сверстники из контрольной группы.

Взаимодействие с наставниками обогащает социальную среду детей, предоставляя информацию и опыт, которые необходимы для развития честности, но которых может не хватать детям из семей с низким социально-экономическим статусом, объясняют авторы. Кроме того, программа наставничества приносит пользу детям, предоставляя ресурсы, которых может не хватать в семейном окружении, – например, если родители воспитывают детей в строгости или в атмосфере недоверия, дети реже воспринимают родителей как образец для подражания, в том числе и когда речь идет о честном или нечестном поведении. В результате наставники могут выступать частичной «заменой» родителей и влиять на предпочтения детей, и потому влияние программы на честность проявлялось сильнее среди тех детей, чьи родители демонстрировали более строгий стиль воспитания и меньше доверяли своим детям.

Однако окончательно избавиться от того, чтобы говорить неправду, вряд ли получится и вряд ли стоит. В нашем мире ложь – это необходимость и элемент социальных навыков, имеющих решающее значение для способности человека функционировать в обществе, считает Дэвид Смит: «Если вы представите себе мир, в котором люди не прибегают к обману, это будет действительно ужасный мир». Дэн Ариели думает так же: «Для большинства из нас мир без лжи нанесет немедленный удар по нашей самооценке». Все будут получать честные (и значит, более жесткие) отзывы о своей работе, внешности и поведении, дети столкнутся с жестокой реальностью гораздо раньше (и с непредсказуемым результатом); а для межличностных отношений полная откровенность будет катастрофой. «Мне нравится шутить, что мы с женой женаты 40 лет, потому что у нас отдельные ванные комнаты. Это только отчасти шутка, потому что есть вещи, о которых вы не хотите, чтобы люди знали, даже ваша супруга, – и это не только поведение в ванной», – объясняет Экман.