Пять исторических фактов о Новом годе и Рождестве
Новый год и Рождество – самые главные и любимые праздники во многих странах. Кажется, что традиции и символы этих праздников всем давно и хорошо известны – елка, подарки, Санта-Клаус или Дед Мороз, – и вообще, Новый год был всегда и отмечался тоже всегда. Но нет: его исторический путь был довольно тернистым. «Эконс» сделал небольшую подборку исторических фактов о праздновании Нового года и Рождества.
Факт 1. Традиции праздновать Новый год как минимум 4000 лет.
Самая ранняя известная запись о новогоднем праздновании датируется примерно 2000 г. до н.э. в Месопотамии, где в Вавилоне новый год начинался с новолуния после весеннего равноденствия в марте, а в Ассирии – с новолуния, ближайшего к осеннему равноденствию в сентябре. У древних египтян наступление нового года знаменовало осеннее равноденствие (21 сентября), у древних греков – зимнее солнцестояние (21 декабря). В большинстве стран средневековой христианской Европы новый год начинался с Благовещения (25 марта).
В современном мире в большинстве стран Новый год отмечают 1 января, но в некоторых культурах до сих пор наступление новолетия празднуется в другое время. Например, еврейский Новый год – Рош ха-Шана – отмечается в первый и второй дни месяца тишрей по лунно-солнечному календарю (в сентябре или октябре по григорианскому), а китайский Новый год приурочен к зимнему новолунию, второму после зимнего солнцестояния.
Факт 2. Начало года приурочено к 1 января из-за даты «инаугурации» римских консулов.
Впервые всем ныне привычную дату начала нового года установил Юлий Цезарь в 45 г. до н.э., когда провел реформу римского календаря, в котором «не хватало» 10 дней, и для восстановления синхронизации с временами года приходилось периодически вставлять в год дополнительный месяц. По юлианскому календарю, устранившему эту проблему, год стал начинаться 1 января, потому что именно в этот день – первый день месяца, названного в честь бога Януса, смотрящего одновременно и в прошлое, и в будущее, – вступали в должность избранные римские консулы. Однако единая дата нового года не прижилась: несмотря на распространение юлианского календаря, начало года в разных странах по-прежнему приходилось на разные даты, но не на январь, следующие еще почти 1700 лет.
Юлианский календарь, с учетом введенных в нем високосных лет, опережал солнечный год на 11 минут 15 секунд. За столетия к середине XVI века расхождение достигло уже 10 дней. Это затрудняло расчет даты Пасхи (который был связан с весенним равноденствием), а неверный расчет приводил к несоблюдению Великого поста, что считалось большим грехом. В 1582 г. для решения этой проблемы папа Григорий XIII ввел новый, григорианский календарь, заодно закрепив в нем юлианскую дату начала года – 1 января. Григорианский календарь быстро переняли католические страны, а затем – в течение двух с половиной столетий – практически все остальные страны мира (последняя в списке принявших – Саудовская Аравия, где григорианский календарь введен в 2016 г.). Новый календарь принимался вместе со «встроенной по умолчанию» датой начала нового года.
В христианской России новый год исчислялся с 1 сентября. В 1699 г. Петр I после своего путешествия по европейским странам издал указ праздновать новолетие 1 января «по примеру всех христианских народов». Но юлианский календарь при этом остался – григорианский был введен в России только в 1918 г.
Факт 3. Новогодняя елка появилась благодаря языческим обрядам германских племен.
Многие индоевропейские народы отмечали 21 декабря, день зимнего солнцестояния, как начало нового годового цикла, и в этом праздновании часто использовались деревья. У языческих племен, живших на территории Германии, особо почиталась ель как символ неумирающей природы: для встречи нового года люди шли в лес, где украшали выбранную для обряда елку цветными тряпочками и свечами и совершали возле нее новогодние ритуалы.
С принятием христианства старые традиции не исчезли, а интегрировались в новые: ель превратилась в рождественское дерево и стала украшаться в сочельник, канун Рождества 25 декабря. И постепенно «из лесу к нам пришла»: впервые о рождественских елках в частных домах упоминается в 1605 г. в записках неизвестного жителя Страсбурга. Он свидетельствовал, что «на Рождество они устанавливают елки в гостиных в Страсбурге и вешают на них розы, вырезанные из разноцветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу, конфеты и т.д.».
Из Германии обычай наряжать дома елку на Рождество распространился по Европе, а оттуда в конце XVII века попал в Россию: в том же указе Петра I о праздновании Нового года 1 января содержится распоряжение «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых» перед домами или на воротах домов. Однако после смерти Петра I его новогодние предписания выполнять перестали. Елки украшали только трактиры, которые боялись придирок со стороны чиновников. На всякий случай трактиры держали при себе елку круглогодично, и она стала отличительным признаком питейных заведений, поэтому трактиры стали называть «елками».
Вернулась в российские дома новогодняя елка только в начале XIX века. Это произошло благодаря дочери прусского короля – супруге будущего императора Николая I великой княгине Александре Федоровне, которая начала устраивать для детей рождественские праздники с елкой. Вслед за великой княгиней елки начала устанавливать в своих домах вся петербургская знать. Во второй половине XIX века рождественские елки стали традицией во многих российских городах. И словом «елка» обозначались уже не трактиры, а детские новогодние праздники.
Факт 4. Новогодние празднования пытались запретить в разных странах.
В XVI веке в Европе началась Реформация, направленная на ограничение власти католической церкви и ее влияния на государство и жизнь общества. Инициатор и идеолог Реформации, немецкий богослов Мартин Лютер, критиковал пышные празднования Рождества церковнослужителями и подчеркивал духовное значение праздника, который должен был служить для семейного общения и чтения Библии.
В Англии после прихода к власти пуритан парламент в 1647 г. принял закон, отменяющий празднование Рождества (а также Пасхи и Троицы). В некоторых городах запрет привел к бунтам с человеческими жертвами, но в большинстве случаев сопротивление было пассивным и выражалось, например, в закрытии магазинов: в одной из газет писали, что увидеть открытый магазин на Рождество можно было с той же вероятностью, что и «Феникса или райских птиц». Запрет действовал до Реставрации 1660 г.
Переезжавшие в США из Англии переселенцы-пуритане считали Рождество языческим праздником, а вручение подарков и веселое празднование – «сатанинскими действиями»; в некоторых американских колониях празднование Рождества было запрещено, а нарушители карались большим штрафом. Антирождественские настроения в Америке были сильны до конца XVIII века – до принятия Декларации независимости (1776 г.) и успешного завершения войны с Великобританией за независимость (1783 г.). В начале XIX века штаты новообразованных США начали официально объявлять Рождество праздником (а банки в честь этого – печатать на долларовых банкнотах изображения Санта-Клауса).
В России после революции 1917 г. тем, кто продолжал следовать «поповскому обычаю» наряжать елку, грозило уголовное преследование: Рождество оказалось под запретом. Ситуация резко изменилась в 1935 г., в котором «жить стало веселее»: в конце декабря в газете «Правда» появилась заметка с призывом устроить для детей «хорошую советскую елку во всех городах и колхозах», и уже через три дня в магазинах страны продавались елки и елочные украшения.
Факт 5. У Санта-Клауса голландские корни (хотя святой Николай был греком).
Санта-Клаус ведет свое происхождение от святого Николая, уроженца Ликии, греческой колонии на окраине Римской империи, защитника детей и моряков, который был одним из самых популярных святых в Европе. Годовщина его смерти отмечалась 6 декабря, и в этот день было принято дарить детям сладости «от святого Николая».
Эта традиция возникла на основании жития святого: узнав, что обнищавший отец трех дочерей собирается «отдать их на любодеяние и обратить свое жилище в дом блуда», святой Николай подкинул в его дом по мешочку с золотом для каждой из девушек, которые благодаря такому приданому вскоре успешно вышли замуж. По одной из версий, подкинутый через окно мешочек попал в чулок, сушившийся над камином. Поэтому изначально подарки от святого Николая подкладывали детям в обувь, которую те оставляли у камина; отсюда же традиция развешивать чулки для подарков от Санта-Клауса.
Первыми дарить детям сладости и фрукты 6 декабря стали монахини. Затем эта традиция стала массовой: святой Николай был любимым персонажем средневековых пьес, благодаря чему история его щедрости вышла за пределы церкви и стала общеизвестной.
В период Реформации святого Николая заменили на Иисуса Христа, а дарение подарков детям перенесли с 6 декабря на сочельник.
В Голландии – стране моряков, где любовь к их святому покровителю была особенно сильна, – в период Реформации «победить» святого Николая так и не смогли, несмотря на то что большая часть населения в итоге перешла из католичества в протестантство. Законы, запрещавшие даже имбирные пряники и другие сладости, на которые кондитеры традиционно наносили образ святого, не смогли искоренить любимый обычай. Власти смирились с тем, что семьи продолжали его отмечать (что отражено на картине Яна Стена «Праздник святого Николая» середины 1660-х гг.).
Прибывшие в США голландские иммигранты, основавшие Новый Амстердам (ныне Нью-Йорк), привезли с собой и любимую традицию праздника святого Николая, по-голландски – Синтерклааса. Популяризировать Синтерклааса помог писатель Вашингтон Ирвинг, назвавший его покровителем Нью-Йорка. В 1822 г. американский писатель Клемент Кларк Мур в стихотворении «Визит Святого Николая» подробно описал, как этот любимый детьми персонаж выглядит («пухлый, как эльф» и веселый старик с белой бородой и большим мешком игрушек), как передвигается (по небу на санях, запряженных восемью оленями), как приносит подарки (наполняет ими развешанные у камина детские чулки, пройдя через дымоход) и когда именно (в сочельник, а не в день Рождества). Стихотворение стало популярным и оказало огромное влияние на представление о Санта-Клаусе. А его каноничный визуальный образ создал в 1881 г. политический карикатурист Томас Наст.
В России «хозяином зимы» и Нового года, раздающим подарки, выступает Дед Мороз. Его прототипом стал герой сказки Владимира Одоевского «Мороз Иванович». Снегурочку придумали уже в советское время, разрабатывая в 1935–1937 гг. сценарий новогоднего ритуала: оказалось, что дети пугались необычного деда, и его внучка была призвана стать посредником между ним и детьми.