«Невидимая рука» для рынка
Идеология может оказывать существенное влияние на поведение и результаты деятельности компаний, выяснили экономисты Хао Лян и Жун Ван из Сингапурского университета управления и Хайкунь Чжу из Университета Эразма Роттердамского на примере Китая.
В своем исследовании они показали, что в городах Китая поведение компаний, лежащее в основе их экономической деятельности, во многом связано с тем, какой из двух существенно различающихся политических идеологий придерживается мэр города: Мао Цзэдуна или Дэн Сяопина.
В Китае в 1978 г. произошла резкая смена официальной идеологии: вместо коммунистической доктрины и этноцентричности времен Мао Цзэдуна правительство взяло курс на инициированную Дэн Сяопином политику реформ и внешней открытости, узаконившую предпринимательство и стремление к прибыли (Мао скончался в 1976 г., однако ведущая идеология в Китае не претерпевала изменений еще два года – до момента, когда фактическим лидером страны стал Дэн Сяопин). Исследователи проанализировали, как изменение официальной идеологии повлияло на убеждения людей, вступивших в Коммунистическую партию Китая (КПК) до и после смены политического курса и впоследствии ставших мэрами, а также каким образом различие в убеждениях мэров сказалось на корпоративной практике.
Вступить в КПК можно с 18 лет – в этот период формируется мировоззрение и политические убеждения, поэтому те, кому в 1978 г. было не менее 18 лет, с большей вероятностью стали «маоистами», заключают авторы, а те, кто к 1978 г. не достиг 18 лет и присоединился к КПК позже, скорее всего, стали приверженцами политики реформ Дэна. Упор на идеологические убеждения мэров – а не генеральных директоров компаний – был сделан по двум причинам: в силу «вертикального» управления китайской экономикой, где решения политиков определяют корпоративные решения, а также потому, что приверженность мэров той или иной идеологии можно отследить, в отличие от идеологии глав компаний, поясняют авторы (см. врез).
Результаты для фирм
На протяжении всей истории социально-экономическое развитие определялось идеологией – набором идей о том, как должно быть устроено общество, пишут авторы. Под идеологией они понимают поведенческие установки, отличные от рациональных стимулов и внешнего воздействия и влияющие на принятие решений экономических агентов: как только идеология сформирована – люди коллективно принимают решение в соответствии с ней независимо от влияния извне. В результате корпорации могут добровольно разрабатывать политику в соответствии с доминирующей в обществе идеологией без всяких дополнительных экономических или политических стимулов, полагают авторы исследования. Изучение роли политической идеологии в принятии корпоративных решений важно для понимания того, как распределяются ресурсы между проектами и социальными группами, поясняют авторы.
С учетом различий в курсах Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина по трем направлениям – компромисс между социальными и экономическими выгодами, отношение к неравенству и отношение к иностранному капиталу и бизнесу – исследователи выделили те направления корпоративной политики, в которых может проявляться влияние идеологии.
Так, различные убеждения по поводу того, насколько большим должен быть вклад бизнеса в общество, могут влиять на отчисления той или иной компании на социальные нужды (например, социальное обеспечение персонала, пожертвования в местные сообщества). Отношение к неравенству может проявляться в размере зарплатного разрыва между менеджментом и рядовыми сотрудниками; отношение к иностранному капиталу и уровень внешней открытости – в том, сколько у компании зарубежных активов и в объеме привлеченных зарубежных инвестиций.
Как только человечество уничтожит капитализм, оно вступит в эпоху вечного мира, и тогда войны ему уже не будут нужны.
Мао Цзэдун
Неважно, черная кошка или белая кошка, главное – чтобы она ловила мышей.
Дэн Сяопин
Оказалось, что фирмы в городах, управляемых мэрами, вступившими в КПК до 1978 г. (на которых, как предполагается, оказал воздействие маоизм), делали в среднем на 1,6 п.п. больше социальных взносов (что эквивалентно увеличению отношения социальных взносов к собственному капиталу на 7,6%) по сравнению с компаниями, действовавшими в городах, где мэр присоединился к КПК в период политики реформ и открытости.
В компаниях, работающих в городах с мэрами-«маоистами», также наблюдался более низкий разрыв в зарплатах между топ-менеджментом и рядовыми сотрудниками – на 4,1% меньше, чем у компаний в городах с мэрами-«рыночниками». Наконец, фирмы, расположенные в городах, где на мэра оказал большее влияние маоизм, отличались более низким уровнем интернационализации.
Влияние идеологии проявлялось сильнее в компаниях с политическими связями (в которых генеральный директор ранее работал, учился или вырос вместе с будущим мэром города, где компания ведет бизнес); в компаниях, получающих больше субсидий от государства (в виде сделок на специальных, как правило, льготных условиях от местных властей); и в негосударственных компаниях (на госкомпании местные власти могут влиять напрямую через назначения в менеджменте, однако на негосударственные фирмы сильнее действует «невидимая рука» правящей идеологии).
Исследователи также попытались установить, влияют ли различия в корпоративной политике, связанные с идеологическими убеждениями мэра, на результаты деятельности компаний, в том числе на прибыльность и благосостояние акционеров. Разумно предположить, что да, пишут авторы, но в то же время в условиях экономической и политической конкуренции как компании, так и чиновники, показывающие неудовлетворительные результаты, вряд ли «выживут».
Проведенный анализ показал, что политика компаний, на которую влияют положения маоизма, ассоциируется с меньшей прибыльностью и меньшим ростом корпоративных активов. Это может объясняться тем, что более высокие социальные отчисления увеличивают издержки компаний и ограничивают их возможности для инвестиций. Кроме того, исследователи установили, что меньшее зарплатное неравенство коррелирует с меньшей рентабельностью компаний.
Несмотря на более медленный рост и более низкую рентабельность, в компаниях с политикой, на которую оказывает влияние идеология Мао, выше вовлеченность акционеров. Компании с более высоким уровнем социальных отчислений реже оказываются втянуты в судебные разбирательства и получают более высокие управленческие ESG-рейтинги (Environmental, Social, and Governance – оценка, как нефинансовые факторы, такие как деловая этика, трудовая практика и пр., влияют на финансовые показатели компании и перспективы ее развития).
Два города
В качестве примера того, как политическая идеология мэров сказывается на их административной политике, авторы описывают руководителей Чэнду и Чунцина – двух крупных городов на юго-западе Китая. Чэнду и Чунцин имеют равное политическое значение, схожие культуру и нормы, находятся примерно на одном уровне экономического развития, оба считаются ведущими региональными экономическими центрами.
В 2003-2014 гг. мэром Чэнду был Гэ Хунлинь, вступивший в КПК в 1986 г. при режиме Дэн Сяопина. Мэром Чунцина в 2010-2016 гг. был Хуан Цифань, присоединившийся к КПК в 1976 г., когда она находилась под идеологическим влиянием Мао Цзэдуна. У политиков имеется много общего – оба они до назначения мэрами имели опыт работы на государственных предприятиях в крупном городе (Шанхае), а также в администрациях тех городов, которыми стали потом руководить. Однако стили управления городами у политиков заметно различаются, указывают исследователи.
Воспринявший маоистскую доктрину Хуан Цифань сосредоточился на развитии государственного сектора, поддерживая значительные бюджетные инвестиции в инфраструктуру, предоставляя льготы государственным финансовым холдингам и продвигая IPO местных госкомпаний. Инновации и международное сотрудничество для него не были первоочередной задачей, в результате, пока Хуан Цифань занимал пост мэра, объем международной торговли Чунцина упал более чем на 10%, а инвестиции в НИОКР были намного ниже, чем в среднем по стране.
В свою очередь, Гэ Хунлинь, воспринявший политику открытости и реформ, отстаивал концепцию «профессионального мэра», который должен быть «генеральным директором города», и уделял большое внимание инновациям и международному сотрудничеству. К 2016 г. объем внешней торговли Чэнду вырос на 11%, а инвестиции в НИОКР составили 2,4% местного ВВП – значительно выше, чем в других городах Китая.