Экономические решения, принятые под влиянием культурных предубеждений, приносят потери, выяснили экономисты на примере финтех-кредитования. Кредиторы, подверженные таким предубеждениям, сталкиваются с более высокими показателями дефолтов и более низкой доходностью кредитов.
  |   Ирина Рябова Эконс

Культурные нормы и установки, влияя на убеждения людей, могут становиться основой для возникновения культурных предрассудков (cultural biases). В качестве примеров подобных предубеждений можно назвать дискриминацию по принципу «свой – чужой» и неявную предвзятость. В первом случае человек проявляет фаворитизм по отношению к людям, принадлежащим к одной с ним социальной группе, и дискриминирует представителей других групп. Во втором случае человек в своем отношении к другим руководствуется общими стереотипами (которые может даже не осознавать) и вследствие этого может дискриминировать даже членов своей собственной группы (лиц одного с ним пола, национальности, места проживания и т.д.).

Культурные предрассудки могут влиять на принимаемые людьми решения, в том числе экономические и финансовые, и даже на решения целых государств. Например, они становятся источником необъективности инвестиционных аналитиков, показывает недавнее исследование, которое провел Веса Пурсиайнен, доцент Университета Санкт-Галлена, опиравшийся на данные опросов Eurobarometer. Автор рассмотрел европейский долговой кризис 2011–2013 гг. и Брекзит, начавшийся в 2017 г.: первое событие усугубило антипатию между Южной и Северной Европой (истории, связанные со стереотипами о ленивых жителях южноевропейских стран, часто возникали в североевропейских СМИ и даже в политических дискуссиях), а выход Великобритании из ЕС сопровождался ростом британского экономического национализма и снижением доверия к Великобритании со стороны всей остальной Европы. Анализ показал, что инвестиционные аналитики из стран Северной Европы во время кризиса давали значительно больше негативных рекомендаций по акциям южноевропейских компаний, а после Брекзита британские аналитики с большей вероятностью рекомендовали покупать акции британских компаний, в то время как европейские аналитики давали в отношении британских акций в основном негативные рекомендации.

В 2009 г. экономисты Луиджи Зингалес, Паола Сапиенца и Луиджи Гвизо показали, опираясь на опросы Eurobarometer в 17 европейских странах, что предубеждения, уходящие корнями в культуру, определяют уровень доверия между странами, а более низкий уровень взаимного доверия, в свою очередь, приводит к меньшему объему торговли и инвестиций. Например, долгая история войн между Францией и Великобританией (в общей сложности почти 200 лет военных конфликтов), снизившая уровень их взаимного доверия, объясняет, почему британские компании менее охотно инвестируют во французские активы.

Обнаружить и оценить эффект от экономического выбора, сделанного под влиянием культурных предубеждений, сложно. С одной стороны, если человек ведет дела, основываясь на личных предпочтениях, культурная близость с контрагентами (другими словами, разделяемые обеими сторонами предубеждения) может помочь сократить издержки за счет улучшения коммуникации и снижения асимметричности информации. С другой стороны, подобные действия могут привести к дискриминации и фаворитизму, в итоге – к нерациональному распределению ресурсов.

Провести оценку «стоимости» предубеждений на примере финтех-сектора попытались в своем исследовании Франческо Д’Акунто (Бостонский колледж) совместно с Альберто Росси из Джорджтаунского университета, Пулаком Гошем (Индийский институт менеджмента) и Радживом Джайном, представителем Faircent, ведущей платформы P2P (peer-to-peer) для онлайн-займов в Индии. Как правило, пользователями таких платформ являются те, кто ограничен в доступе к традиционным банковским кредитам. Участники платформы Faircent – физические лица, размещающие собственный капитал или берущие кредиты; банковские специалисты по кредитам к сделкам на платформе не допускаются. Кредиторы могут выбирать заемщиков самостоятельно или с помощью робота-консультанта.

Сравнивая выбор, который делают кредиторы, с выбором робота-консультанта, авторы обнаружили, что, во-первых, дискриминация сильно распространена, а во-вторых, экономически значима. С большей вероятностью кредиторы предоставляют кредиты заемщикам, принадлежащим к одной с ними религии или касте. Такие кредиторы-«дискриминаторы» сталкиваются с более высоким – выше на 14% – уровнем неплатежей и с более низкой – примерно на 11% – доходностью по кредитам.

Межгрупповая дискриминация

Индия представляет собой прекрасную лабораторию для изучения культурных предубеждений, отмечают авторы: на протяжении всей истории страны в ней заметен религиозный конфликт между индуистами и мусульманами (религиозным большинством и меньшинством соответственно), а также существует кастовая система, сопровождающаяся многовековыми устойчивыми стереотипами и создающая предпосылки для дискриминации. На примере конфликта между индуистами и мусульманами исследователи оценили последствия межгрупповой дискриминации («свой – чужой»). Кастовые предрассудки помогли рассмотреть последствия дискриминации по стереотипам (неявной предвзятости).

Авторы проанализировали данные о 2818 кредиторах, на основе которых составили выборку из 113283 триад «кредитор – заемщик – кредит», а затем разделили триады на подвыборки, дающие возможность изучить разные виды предубеждений (дискриминацию заемщиков на основе религии или касты). Средний размер кредита по всей выборке составляет около 130000 рупий (примерно $1770).

Как и среди всего населения Индии, среди заемщиков и кредиторов платформы большинство – индуисты, но на стороне кредиторов религиозный дисбаланс очень высок: если среди заемщиков 13% – мусульмане, то среди кредиторов 99% – индуисты. Одной из причин такого дисбаланса может быть влияние предписаний шариата, запрещающего выдачу денег под проценты, что может снизить желание клиентов-мусульман регистрироваться на платформе в качестве кредиторов, объясняют исследователи. Несмотря на небольшую долю кредиторов-мусульман, количество наблюдений достаточно велико, чтобы можно было провести статистически значимый анализ их поведения, заключают авторы.

Данные подтверждают, что кредиторы, действуя самостоятельно (без использования робота-консультанта), предпочитают выдавать займы тем, кто принадлежит к одной с ними религии. Среди заемщиков, которым дают средства кредиторы-индуисты, 86% составляют индуисты, а мусульмане – только 12%. Мусульман больше среди заемщиков, получающих финансирование от кредиторов-мусульман, – 18%, доля индуистов-заемщиков у кредиторов-мусульман – 80%.

Когда кредиторы при выборе заемщика используют робота-консультанта, не учитывающего религию заемщика, кредиторы-мусульмане начинают выдавать больше ссуд заемщикам-индуистам (и меньше – заемщикам-мусульманам), и наоборот. Для кредиторов-индуистов доля заемщиков-индуистов уменьшается с 86% до 84%, тогда как доля заемщиков-мусульман увеличивается с 12% до 13%. Для кредиторов-мусульман доля заемщиков-мусульман снижается с 18% до 13%, а доля заемщиков-индуистов возрастает с 80% до 84%. Чем больше кредиторы используют робота-консультанта, тем ниже в их портфелях доля заемщиков, принадлежащих к той же религии, – это показывает, что более широкое использование автоматических вариантов кредитования может снизить межгрупповую дискриминацию, отмечают авторы.

Стереотипная дискриминация

В Индии до сих пор действует разделение общества на пять широких социальных классов: четыре касты (брахманы, кшатрии, вайшии и шудры) и находящиеся за пределами кастовой системы неприкасаемые (или далиты – «угнетенные», «притесняемые»). Существует четкая иерархия этих групп, а многовековая строгая реализация социальных ролей, основанная на кастовой системе, создала набор культурных стереотипов, связанных с членами каждой касты, и, как следствие, прямую дискриминацию шудр – низшей касты, которая исторически включала в себя крестьян, слуг и разнорабочих.

Неприкасаемые на протяжении столетий сталкивались с еще более сильной дискриминацией, чем низшая каста шудр, и во многих сферах, например в области кредитования, предвзятое отношение к далитам сохраняется до сих пор. Возможно, именно из-за этой дискриминации лишь менее 2% заемщиков на изучаемой P2P-платформе – далиты, что не дает возможности для эффективного анализа сделок по кредитованию между ними и представителями остальных каст, рассуждают авторы. Вследствие этого исследователи сосредоточились на отношении кредиторов к заемщикам-шудрам; в подвыборке из 62831 триады «кредитор – заемщик – кредит» 39% заемщиков принадлежат к дискриминируемой низшей касте.

Готовность кредиторов предоставить финансирование заемщикам коррелирует с легкостью распознавания касты, к которой заемщики принадлежат (хотя платформа Faircent не требует от своих пользователей сообщать об их религии и касте, определить это помогают указываемые заемщиками при регистрации на платформе имена, фамилии, род занятий и место жительства, а также фотографии). Авторы не уточняют конкретные фамилии или внешность, ассоциирующиеся с определенной кастой, но в стереотипном представлении представители низшей касты обладают более темным цветом кожи, а фамилии шудр могут, например, заканчиваться на -даса/-дас (обозначает раба, слугу или зависимого).

Когда касту заемщика почти нельзя распознать, кредиторы относятся к заемщикам-шудрам так же, как к заемщикам из других каст: и до и после того, как кредиторы используют робота-консультанта, доля кредитов, выданных «неопознанным» заемщикам-шудрам, практически одинакова и составляет около 31% (что близко к доле заемщиков-шудр в общем количестве заемщиков на платформе). Однако по мере того, как касты становятся все более распознаваемыми, каждый раз, когда кредиторы принимают решения о предоставлении финансирования самостоятельно, не прибегая к роботу-консультанту, они все больше и больше дискриминируют заемщиков-шудр. В ограниченной выборке, где касту заемщиков можно было идентифицировать частично, доля кредитов, предоставленных заемщикам-шудрам до использования робота-консультанта, снизилась до 27%, а в подвыборке заемщиков, чья каста была хорошо распознаваема, – до 25% (после использования непредвзятого алгоритма во всех группах доля кредитования заемщиков-шудр снова выровнялась до около 31%).

Внутригрупповая дискриминация

Одна из особенностей стереотипной дискриминации заключается в том, что члены дискриминируемой группы могут иметь неявные предубеждения, настолько укоренившиеся, что они дискриминируют других членов своей собственной группы (то есть демонстрируя неявную предвзятость). В контексте исследования эта особенность может означать, что заемщики-шудры, вероятно, будут подвергаться дискриминации не только со стороны кредиторов из других каст, но и со стороны кредиторов-шудр. Более того, можно ожидать, что кредиторам-шудрам будет легче распознать заемщиков из своей же касты, и по этой причине степень дискриминации кредиторов-шудр по отношению к заемщикам-шудрам может быть даже выше, нежели предвзятость к заемщикам-шудрам со стороны кредиторов из других каст, размышляют авторы.

Анализ данных подтвердил это предположение. Кредиторы-шудры не только так же предвзято относятся к заемщикам-шудрам, как и кредиторы – брахманы, кшатрии и вайшии, но и дискриминируют заемщиков-шудр в большей степени, чем кредиторы из высших каст. На всех уровнях распознаваемости касты заемщика объем кредитов, предоставленных кредиторами-шудрами представителям своей касты, был примерно на 1 п.п. ниже, чем финансирование заемщиков из других каст.

Чего стоят предубеждения

Чтобы оценить экономические последствия предвзятости кредиторов по отношению к заемщикам, авторы проанализировали, в какой степени заемщики допускают дефолт по выданным им кредитам – с учетом того, используют ли кредиторы робота-консультанта или нет. Авторы рассмотрели все кредиты, закрытые к марту 2020 г., и классифицировали как дефолтные те кредиты, которые были просрочены более чем на 90 дней.

Если кредиторы выбирают заемщиков, основываясь на своих предубеждениях (без использования робота-консультанта), то сталкиваются с более высоким уровнем дефолтов: выше на 14% в сравнении с кредитами дискриминируемым заемщикам. Вероятность дефолта заемщиков-мусульман на 4,6 п.п. ниже, чем заемщиков-индуистов, вероятность дефолта заемщиков-шудр на 4,5 п.п. ниже, чем заемщиков других каст.

Если кредиторы делают непредвзятый выбор (с использованием алгоритма), что устраняет влияние культурных предубеждений, доходность их кредитных портфелей увеличивается, оценили исследователи. Так, совокупный доход среднего кредитора в подвыборке, выделенной для оценки межгрупповой дискриминации, после использования робота-консультанта вырос на 4,5 п.п., доход кредитора в подвыборке по кастовой дискриминации – на 7,3 п.п.

Выбирая заемщиков на основе культурных предубеждений, кредиторы ухудшают качество собственного кредитного портфеля, потому что дискриминируют тех, кто оказывается более качественным заемщиком: таким образом, дискриминация наносит ущерб и самим дискриминирующим, заключают авторы.