Кулинарная экспансия приносит немного экспортных доходов, но позволяет странам развивать смежные индустрии и привлекать туристов. Лидеры экспансии – Италия и страны Азии, у США – гигантский «дефицит кулинарного баланса».
  |   Борис Грозовский, Анна Анисимова

Мировая торговля ведется не только товарами и услугами, она затрагивает и культурные индустрии. И как в остальной торговле, здесь силен протекционизм. Например, в ответ на доминирование США и Великобритании в кино- и музыкальной сферах многие страны ограничивают импорт кинофильмов и субсидируют национальное производство, благо на Уругвайском раунде переговоров ГАТТ/ВТО в 1990-х Франция добилась исключения культурных индустрий из соглашения о торговле товарами и услугами.

Однако важная составляющая «культурной торговли» практически не знает торговых барьеров – кулинарно-гастрономическая. Это потребление блюд, приготовленных по чужеземным рецептам. Если, например, в США киноиндустрия генерирует примерно $30 млрд в год, а музыкальная – $10 млрд, то доходы ресторанной индустрии – порядка $560 млрд. Но кулинарная экспансия может не приносить стране экспортных доходов: французский ресторан в Москве может быть открыт местным предпринимателем, блюда в нем могут изготавливаться из местных ингредиентов, да и не в каждом «французском» ресторане есть французский шеф-повар. Кулинарные рецепты, в отличие от фильмов, музыки и книг, к счастью, не являются объектом интеллектуального права, их использование не предполагает никаких компенсаций.

Мягкая кулинарная сила

Кулинарно-гастрономическая дипломатия – это, скорее, часть культурных влияний, важный элемент «мягкой силы». Она способствует улучшению отношения к стране, делает ее образ жизни более желанным и привлекает в нее туристов, способствует торговле товарами и помогает мигрантам (чем больше, скажем, в Москве узбекских ресторанов, тем проще в них найти работу приезжим из Узбекистана).

Поэтому многие страны, не рассчитывая на прямые экспортные доходы от кулинарной экспансии, промоутируют распространение национальной кухни за границей (Франция, США, Корея, Таиланд и др.). В США невооруженным глазом можно заметить обилие тайских ресторанов. Миграционные потоки мало что объясняют: в США более 36 млн мексиканцев и около 300000 приезжих из Таиланда – разница в 120 раз. При этом мексиканских ресторанов в стране около 54000, а тайских чуть более 5300 – разница примерно в 10 раз.

К успеху на рынке США тайскую кухню привели несколько государственных программ, учрежденных таиландским правительством начиная с 2001 г. для продвижения национальной кухни за рубежом. У тайцев был даже план создания глобального аналога McDonald’s с тайским фастфудом. Из него ничего не вышло, но число тайских ресторанов по всему миру увеличилось с 5500 до 15000 и продолжает расти. Часть из них получают сертификаты таиландского минторга, удостоверяющие аутентичность приготавливаемых блюд тайской кухни.

Таиландский минторг помогает заграничным ресторанам тайской кухни с рекламой, посылает за границу лучших шеф-поваров проводить мастер-классы, связывает с тайскими поставщиками, разрабатывает бизнес-модели тайских ресторанов и поддерживает чаты, в которых их владельцы обмениваются опытом. Госбанки выдают тайцам займы до $3 млн на открытие ресторанов за границей. Еще пара таиландских министерств и госуниверситет модифицируют рецептуру тайских блюд так, чтобы они больше нравились иностранцам, а таиландский МИД уговорил Новую Зеландию сделать специальную визу для тайских шеф-поваров. Завоевав США, теперь тайская кухня продвигается на Ближний Восток; цель 5-летнего плана – выйти в топ-5 экспортеров халяльных продуктов.

Вдохновившись успехом тайской кухни на мировой арене, похожие (но менее масштабные) программы запустили Южная Корея, Тайвань, Малайзия, Перу и другие страны.

Некоторые страны занимаются не только промоутированием экспорта, но и защитой национального рынка от кулинарного импорта. Особенно озабочена этим Франция: только за 2011–2012 гг. доля фастфуда в выручке французских ресторанов повысилась с 40% до 54%. А среднее время, которое француз тратит на один прием пищи вне дома, с 1975 г. уменьшилось с 80 до 20–30 минут. Уходит традиция неторопливых французских обедов из трех блюд и бутылки вина; это уже не еда, а перекус, возмущаются французы. Ответом на это стала гастрономическая госпрограмма: в школах будут рассказывать о французской кухне, стремясь закрепить ее как часть национальной идентичности. Главная угроза – конечно, McDonald’s.

Гастрономический метод

Какие же кухни наиболее популярны в мире? А какие страны, наоборот, более восприимчивы к чужим кулинарным традициям? И если считать кулинарную экспансию «экспортом», а потребление еды по заграничным рецептам — «импортом», то как выглядят страны в кулинарном «торговом балансе»? Наконец, чем обусловлена «глубина проникновения» кулинарных традиций (расстоянием между странами, потоками миграции, языковой/исторической близостью) – проще говоря, где что любят есть? Ответ на эти вопросы попытался дать в недавно опубликованном исследовании Джоэл Вальдфогель из Университета Миннесоты, до этого занимавшийся в основном анализом мировой торговли в кино- и музыкальной индустрии. У него было два источника данных.

Главный – TripAdvisor, классифицирующий рестораны по 148 категориям, большинство из которых означают принадлежность к той или иной национальной кухне. Вальдфогель собрал данные по 4016 городам из 52 стран, в которых TripAdvisor «знает» 63577 ресторанов – в среднем по 1223 на страну. Многие рестораны предлагают блюда, принадлежащие к разным национальным кухням, поэтому меток у TripAdvisor больше, чем ресторанов. Это надо учесть, рассчитывая их «веса». Предположим, в одном городе два ресторана. В одном подают блюда итальянской кухни, а в другом – марокканской и алжирской. В этом случае правильно считать, отмечает Вальдфогель, что в городе один итальянский ресторан и по 0,5 – марокканских и алжирских. Одни национальные кухни в ресторанах реже встречаются вместе с другими (средний вес у индийской – 0,5, китайской – 0,46). А другие чаще встречаются в составе набора, «сета» (средний вес у украинской и армянской – 0,25).

Второй источник – данные Euromonitor, откуда Вальдфогель взял статистику расходов на кафе и рестораны в 52 странах, на которые приходится 89% мирового ВВП. Отдельной строкой там выделены траты на фастфуд (в среднем – 20% расходов на кафе и рестораны). Euromonitor классифицирует расходы на фастфуд по 12 категориям. Вальдфогель решил учитывать как американскую кухню все бургерные (30% мирового фастфуда) и кафе быстрого питания, где основа – блюда из курицы, а все пиццерии (4% фастфуда) – как продукт итальянской кухни. На азиатский по происхождению фастфуд, по данным Euromonitor, приходится 9% мирового, на ближневосточный – 6%, а на латиноамериканский – 2%.

Кухни – завоеватели мира

Вот какие результаты получил Вальдфогель.

Во-первых, страны различаются по степени предпочтения ими домашней кухни. Так, в Турции, Китае и Италии превалирует национальная кулинария, а Германия и Россия очень восприимчивы к иностранной (см. график 1). Фастфуд – в целом американская технология, и его учет особенно резко меняет оценку для США.

Во-вторых, интересны межстрановые сопоставления. Китайская кухня чуть ли не завоевала Индию (достигнув там 23,5%) и Корею (14,9%), а вот индийская и корейская кухни в Китае не особо популярны (1,7% и 2% соответственно). Итальянская еда из заграничных стран наибольшим успехом пользуется в Бразилии, Германии, США, Аргентине, России и Испании (ее доля там – 22,7%, 16,4%, 15,5%, 14,1%, 13,5% и 12,3% соответственно). В Корее из «заграничных блюд» предпочитают китайские и японские, а в Греции – итальянские и французские.

График 1. Приверженность домашней кухне

Доля ресторанов в стране, предлагающих блюда местной национальной кухни, в %

исключая фастфуд

включая фастфуд

Турция

Китай

Италия

Япония

Мексика

Греция

Аргентина

Бразилия

Индия

Таиланд

Великобритания

Франция

Испания

США

Южная Корея

Россия

Германия

0

20

40

60

80

100

Источник: Waldfogel J. (2019). Dining Out as Cultural Trade

исключая фастфуд

включая фастфуд

Турция

Китай

Италия

Япония

Мексика

Греция

Аргентина

Бразилия

Индия

Таиланд

Великобритания

Франция

Испания

США

Южная Корея

Россия

Германия

0

20

40

60

80

100

Источник: Waldfogel J. (2019). Dining Out as Cultural Trade

исключая фастфуд

включая фастфуд

Турция

Китай

Италия

Япония

Мексика

Греция

Аргентина

Бразилия

Индия

Таиланд

Великобритания

Франция

Испания

США

Южная Корея

Россия

Германия

0

20

40

60

80

Источник: Waldfogel J. (2019).

Dining Out as Cultural Trade

исключая фастфуд

включая фастфуд

Турция

Китай

Италия

Япония

Мексика

Греция

Аргентина

Бразилия

Индия

Таиланд

Великобритания

Франция

Испания

США

Южная Корея

Россия

Германия

0

20

40

60

80

Источник: Waldfogel J.

(2019). Dining Out

as Cultural Trade

В-третьих, кулинария нескольких стран поразительно популярна за их пределами – особенно итальянская, китайская, японская, индийская, французская и мексиканская (см. график 2). Во многом это результат и олицетворение глобализации. Множество людей узнали чужестранные блюда и полюбили их. Наиболее склонны к кулинарному обмену страны, расположенные рядом, имеющие языковые, колониальные, миграционные связи. С учетом фастфуда увеличивается «кулинарная привлекательность» США, уменьшается их чистый «кулинарный дефицит» (разница между потреблением блюд американской кухни вне США и иностранных блюд в США).

График 2. Глобальная привлекательность национальных кухонь («кулинарный экспорт»)

Оценка выручки заграничных ресторанов, предлагающих блюда национальной кухни, $ млрд, 2017

исключая фастфуд

включая фастфуд

Италия

Китай

Япония

Индия

Франция

Мексика

США

Таиланд

Испания

Турция

Южная Корея

Германия

Россия

Вьетнам

Великобритания

Греция

Индонезия

Египет

Бразилия

0

50

100

150

200

Источник: Waldfogel J. (2019). Dining Out as Cultural Trade

исключая фастфуд

включая фастфуд

Италия

Китай

Япония

Индия

Франция

Мексика

США

Таиланд

Испания

Турция

Южная Корея

Германия

Россия

Вьетнам

Великобритания

Греция

Индонезия

Египет

Бразилия

0

50

100

150

200

Источник: Waldfogel J. (2019). Dining Out as Cultural Trade

исключая фастфуд

включая фастфуд

Италия

Китай

Япония

Индия

Франция

Мексика

США

Таиланд

Испания

Турция

Южная Корея

Германия

Россия

Вьетнам

Великобритания

Греция

Индонезия

Египет

Бразилия

0

50

100

150

200

Источник: Waldfogel J. (2019).

Dining Out as Cultural Trade

исключая фастфуд

включая фастфуд

Италия

Китай

Япония

Индия

Франция

Мексика

США

Таиланд

Испания

Турция

Южная Корея

Германия

Россия

Вьетнам

Великобритания

Греция

Индонезия

Египет

Бразилия

0

50

100

150

200

Источник: Waldfogel J.

(2019). Dining Out

as Cultural Trade

Таким же образом Вальдфогель рассчитал объем кулинарного «импорта» (без учета и с учетом фастфуда – см. график 3). Если кулинарный «экспорт» отражает привлекательность национальной кухни за рубежом, то «импорт» – не только склонность к чужеземным блюдам, но размер рынка, уровень развития ресторанной индустрии и степень освоенности разных стран TripAdvisor. Все-таки во многих странах этим сервисом пользуются в основном иностранцы. Поэтому, например, Россия у Вальдфогеля предстает кулинарным нетто-экспортером, что кажется сомнительным. А лидеры «кулинарного импорта» – США и азиатские страны (они лидируют и в «экспорте») с их гигантской и быстро растущей индустрией ресторанов.

График 3. Распространенность на национальных рынках ресторанов, предлагающих иностранные блюда («кулинарный импорт»)

Оценка выручки местных ресторанов, предлагающих иностранные блюда, $ млрд, 2017

исключая фастфуд

включая фастфуд

США

Китай

Индия

Япония

Бразилия

Испания

Южная Корея

Великобритания

Германия

Франция

Индонезия

Италия

Австралия

Канада

Мексика

Таиланд

Тайвань

Вьетнам

Австрия

Швейцария

Швеция

Россия

0

50

100

150

200

Источник: Waldfogel J. (2019). Dining Out as Cultural Trade

исключая фастфуд

включая фастфуд

США

Китай

Индия

Япония

Бразилия

Испания

Южная Корея

Великобритания

Германия

Франция

Индонезия

Италия

Австралия

Канада

Мексика

Таиланд

Тайвань

Вьетнам

Австрия

Швейцария

Швеция

Россия

0

50

100

150

200

Источник: Waldfogel J. (2019). Dining Out as Cultural Trade

исключая фастфуд

включая фастфуд

США

Китай

Индия

Япония

Бразилия

Испания

Южная Корея

Великобритания

Германия

Франция

Индонезия

Италия

Австралия

Канада

Мексика

Таиланд

Тайвань

Вьетнам

Австрия

Швейцария

Швеция

Россия

0

50

100

150

200

Источник: Waldfogel J. (2019).

Dining Out as Cultural Trade

исключая фастфуд

включая фастфуд

США

Китай

Индия

Япония

Бразилия

Испания

Южная Корея

Великобритания

Германия

Франция

Индонезия

Италия

Австралия

Канада

Мексика

Таиланд

Тайвань

Вьетнам

Австрия

Швейцария

Швеция

Россия

0

50

100

150

200

Источник: Waldfogel J.

(2019). Dining Out

as Cultural Trade

Величина чистого кулинарного профицита/дефицита (см. график 4) отражает два соотношения:

  • привлекательность национальной кухни данной страны для всего мира в сравнении с тем, насколько другие национальные кухни нравятся жителям этой страны;
  • сравнительные размеры ресторанного рынка этой страны и остального мира. Итальянская кухня очень богата и много дала миру. Но величина «чистого кулинарного профицита» Италии объясняется еще и тем, что Италия «подсадила» на пиццу и спагетти весь мир, будучи в принципе не в состоянии съесть столько же бургеров. А большой американский рынок очень толерантен к чужим вкусам, и даже всемирное распространение бургеров не может этого перекрыть.

График 4. Чистый кулинарный «профицит» и «дефицит»

Разница между «экспортом» и «импортом», $ млрд, 2017

исключая фастфуд

включая фастфуд

Италия

Япония

Франция

Мексика

Турция

Таиланд

Китай

Россия

Индия

Индонезия

Германия

Южная Корея

Австралия

Канада

Великобритания

Испания

Бразилия

США

−150

−100

−50

0

50

100

150

200

Источник: Waldfogel J. (2019). Dining Out as Cultural Trade

исключая фастфуд

включая фастфуд

Италия

Япония

Франция

Мексика

Турция

Таиланд

Китай

Россия

Индия

Индонезия

Германия

Южная Корея

Австралия

Канада

Великобритания

Испания

Бразилия

США

−150

−100

−50

0

50

100

150

200

Источник: Waldfogel J. (2019). Dining Out as Cultural Trade

исключая фастфуд

включая фастфуд

Италия

Япония

Франция

Мексика

Турция

Таиланд

Китай

Россия

Индия

Индонезия

Германия

Южная Корея

Австралия

Канада

Великобритания

Испания

Бразилия

США

−100

0

100

200

Источник: Waldfogel J. (2019).

Dining Out as Cultural Trade

исключая фастфуд

включая фастфуд

Италия

Япония

Франция

Мексика

Турция

Таиланд

Китай

Россия

Индия

Индонезия

Германия

Южная Корея

Австралия

Канада

Великобритания

Испания

Бразилия

США

−100

0

100

200

Источник: Waldfogel J.

(2019). Dining Out

as Cultural Trade

Особенности метода и кулинарные реципиенты

Расчеты Вальдфогеля зависят от нескольких допущений. Главное из них – приписывание всего «куриного» фастфуда США. Если считать его продуктом национальной гастрономии, кулинарный дефицит США (с учетом фастфуда) будет не $55 млрд, а почти $90 млрд. Кроме того, Euromonitor не классифицирует кухни по странам (какие доли «азиатского фастфуда» основаны на кулинарии Индии, Китая, Японии, Кореи, Таиланда и т.д.), поэтому Вальдфогель распределил «доходы» региональной кулинарии между ними согласно их долям в ВВП региона. Однако, к примеру, доля мексиканского фастфуда явно превосходит бразильскую, чего не скажешь о ВВП Мексики, а Алжир, Марокко и Ливия намного успешнее в кулинарии, чем Саудовская Аравия и ОАЭ, но по размерам экономики от них отстают.

Еще одно ограничение метода Вальдфогеля – невозможность использовать данные о выручке/вместимости/среднем чеке ресторанов. В результате «веса» национальных кулинарий рассчитывались так, как будто выручка всех ресторанов внутри одной страны одинакова. Наконец, Вальдфогель не учитывает, что вклад в выручку, например, ресторана, предлагающего японские суши, составляют не только они, но и французское вино и немецкое или чешское пиво.

Поэтому, строго говоря, Вальдфогель измерил не гастрономические предпочтения людей из 52 стран, а склонность рестораторов открывать заведения, предлагающие блюда разных национальных кухонь. Конечно, предпочтения рестораторов отражают вкусы их клиентов, но не на 100%. Вдобавок если, например, в небольшом городке есть три очень посещаемых ресторана, предлагающих блюда кухни X, и три маленьких, готовящих блюда кухни Y, то в расчетах Вальдфогеля получится, что две эти кухни равно популярны. Это может совершенно не соответствовать действительности. Исследовать реальные предпочтения людей можно, располагая данными о выручке, среднем чеке и посещаемости ресторанов, а в идеале – данными о потреблении разных блюд, но сбор и анализ таких массивов данных – дело будущего.

Если в экспорте кинопродукции доминируют США, а музыки – Великобритания и Швеция, то лидеры в глобальной гастрономической экспансии совсем другие: Италия, Япония и Мексика. США и Британия выступают скорее «кулинарными реципиентами». Если не учитывать фастфуд, у США – крупнейший в мире гастрономический дефицит (США потребляют больше еды по иностранным рецептам, чем мир – по американским). С учетом глобального распространения фастфуда этот дефицит в 2,5 раза ниже. Этот условный гастрономический дефицит США сильно превышает их профицит в киноиндустрии, так что разговоры о глобальном культурном доминировании США – большое преувеличение, замечает Вальдфогель.

Есть ли вообще смысл говорить о кулинарии в терминах торгового баланса, ведь выручка итальянских ресторанов в США может не быть доходом итальянских предпринимателей? Конечно, это лишь метафора, измеряющая силу культурных влияний. Они могут способствовать экспорту/импорту товаров и услуг, прямым инвестициям (поставка продовольственных ингредиентов, обучение поваров и т.д.). Быстро развивается гастрономический туризм, он даже становится двигателем экономического развития европейских городов. Но все эти обмены учитываются в других статьях платежного баланса. Преимущество торговой метафоры лишь в том, что она позволяет измерить силу взаимных кулинарных влияний между странами.