Вина, вредная и полезная
Иногда люди чувствуют себя виноватыми. Кто-то – только в случаях, когда для этого есть веские причины в виде личных действий, но многих это переживание мучает гораздо чаще, и далеко не всегда оно связано с конкретными личными действиями. Например, исследователи выделяют целых шесть типов эковины (eco-guilt), то есть вины, которую берут на себя люди из-за неблагополучного состояния окружающей среды. А так называемую вину выжившего испытывает 90% тех, кто уцелел в ситуации, в которой погибли другие люди, – например, во время эпидемии, серьезной аварии, стихийного бедствия или войны, на ход которых уцелевшие повлиять никак не могли.
Для того чтобы испытывать такую форму вины – психологи называют ее иррациональной, – необязательно оказаться внутри экстремальной ситуации. Многие остро переживают вину, просто узнав из новостей о чем-то ужасном, происходящем с другими людьми вдалеке. И эти эмоции вполне сопоставимы с переживаниями, которые не дают человеку спокойно спать из-за мучающей его персональной вины, например, если он обидел друга, разбил кому-то сердце или огрызнулся на ребенка, пишет Иоланта Берк, старший преподаватель Центра позитивной психологии и здоровья ирландского Университета медицины и медицинских наук RCSI.
Чувство вины – сигнал о том, что что-то пошло вразрез с моральными нормами, которых придерживается человек. За этим, как правило, следует раскаяние в участии в чем-то плохом или, наоборот, в том, что плохое случилось в результате того, что человек это не предотвратил. Второе объясняет, почему многие люди чувствуют себя виноватыми, когда смотрят или читают плохие новости, отмечает Берк. В психологии это носит название дезадаптивного чувства вины, которое люди испытывают, когда происходят события, неподвластные личному контролю.
Стыд и вина
Люди в разной степени подвержены чувству вины. Те, у кого высокий уровень эмпатии или кого в большей степени волнуют социальные взаимоотношения, испытывают вину чаще, чем другие, а, например, люди, подверженные нарциссизму, испытывают подобные терзания реже. В свою очередь, вина часто сопряжена с другим весьма неприятным ощущением – стыдом.
Психологи относят обе эти эмоции к специфической группе, связанной с представлениями людей о том, какими должны быть их действия по отношению к другим людям, а других людей – к ним, и считают главной функцией этих эмоций регулирование неэтичного и асоциального поведения, пишет в работе, посвященной изучению вины, руководитель отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук Сергей Ениколопов. Стыд и чувство вины – комплексный психологический феномен, связывающий когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты, играющие важную роль в поведении человека, отмечает он.
Моральные установки людей эволюционировали таким образом, чтобы принуждать к коллективному поведению в ситуациях, когда возникает социальная дилемма, и направлены на то, чтобы усиливать взаимодействие между людьми. Чувство вины – одна из эмоций, которая направлена на формирование социальных связей: так, один из экспериментов, проведенных в Японии, показал, что глубина вины зависит от того, насколько близок человеку другой человек, который пострадал от его действий.
Однако если эти эмоции слишком сильны, это может, наоборот, нарушать социальные связи. Так, чувство стыда может приводить к «самодемонизации» – ощущению у человека, что он сделал что-то не то, потому что с ним что-то не так, – и вести к социальной самоизоляции. Чувство вины точно так же может быть как конструктивным, так и деструктивным.
Полезная вина
Когда вина имеет под собой объективные причины, эта эмоция, несмотря на свою болезненность, несет в себе ту самую изначально заложенную в ней полезную функцию, помогая регулировать социальное поведение, объясняет психолог британской компании по медицинскому страхованию AXA Health Марк Винвуд. Такую вину психологи называют адаптивной.
Способность человека чувствовать, что он виноват, когда он нарушает те или иные нормы, говорит о наличии у него моральных установок и когнитивных способностей, а муки совести, которые он испытывает в этой ситуации, скорее всего, заставят его не повторять своей ошибки в будущем, отмечает Винвуд.
Когда человек чувствует себя виноватым, это признак того, что его моральный компас работает и он может определить разницу между добром и злом, согласна Берк: «Это означает, что вина может принести нам пользу и помочь выжить».
Если кто-то делает что-то, чем он не может гордиться, мозг посылает ему сигнал, который заставляет его изменить поведение, объясняет адаптивный механизм вины профессор социальной психологии Монреальского университета Даниель Шницер. Многие исследования оценивают вину именно как социальное явление, возникающее в результате межличностных взаимодействий. Шницер убежден, что это свойство человеческой психики исторически играло очень важную роль в выживании человеческого рода: в древних обществах не умереть во время эпидемии, справиться с нападением хищников и прокормиться, не полагаясь на других, было невозможно. Чтобы выжить, нужно было нравиться другим людям, а для этого – как минимум не наносить им вреда. Адаптивная вина и стыд, который называют «двоюродным братом вины», изначально были механизмами, предохраняющими людей от остракизма, считает профессор.
Этот же механизм помогает людям ладить и сейчас. Если человек чувствует вину, он с большей вероятностью обратится к компенсаторному поведению, то есть попытается исправить ошибки, пишет Берк. Но и в ситуациях, где у испытывающих вину нет персональной ответственности за происходящее, эта эмоция может быть просоциальной, добавляет она: «Когда в новостях мы видим войны, голод или эпидемии, чувство вины может вдохновить нас стать волонтерами или сделать пожертвования. Если мы видим щедрость людей, которые активно помогают другим, это тоже может провоцировать чувство вины из-за собственного бездействия и тем самым побудить нас к таким же действиям».
Вредная вина
Тем не менее иррациональная вина, то есть вина, которую человек чувствует за то, что от него не зависит, или когда преувеличивает причиненные им страдания, может грозить саморазрушением, предупреждает Винвуд. Если это чувство становится всепоглощающим, оно приводит к тревожности, депрессии, дисфории (постоянное недовольство всеми и самим собой) и неврозу навязчивых состояний. Самые «безобидные» последствия такой эмоции – снижение концентрации и производительности, хронически плохое настроение, постоянное состояние стресса и бессонница, говорит психолог.
Исследователи делят дезадаптивную вину на множество типов, но самые вредные для психики из них две – ненаправленная, когда человек поглощен чувством вины в целом, считает себя плохим, и контекстуальная, или вина гиперответственности, когда человек возлагает на себя преувеличенную ответственность за благополучие других, пишет Берк. В обоих этих случаях человек не будет чувствовать меньше вины, что бы он ни делал, чтобы избавиться от этого бремени. Например, если все время считать себя плохим человеком, это помешает строить отношения – человек может подсознательно саботировать их, чувствуя, что он их не заслуживает.
Чтобы справиться с «комплексом вины», есть несколько способов, предлагает специалист по психологической реабилитации Кендра Черри. Первое – переосмысление ситуации: были ли другие факторы, которые играли роль? Переключение фокуса с негативного переживания на анализ ситуации может помочь преодолеть самообвинение. Второй шаг – простить себя. Это не означает отрицания сделанных ошибок или нанесения вреда, если таковые были, уточняет Черри: речь о том, чтобы взять на себя ответственность и дать себе время на раскаяние, что-то изменить и затем найти способ двигаться дальше.
Ответственность – это готовность ответить за результат: то есть, если была совершена ошибка, признать это и предложить варианты, как ее исправить и как не допустить подобных ошибок в будущем. В отличие от вины, чувство ответственности не негативно, а также заставляет предпринимать конкретные действия и позволяет ставить для них сроки. Даже если человек мало что может сделать, чтобы изменить обстоятельства, лучший способ справиться с угрызениями совести – предпринять действия, соответствующие ситуации, советует Берк.
Например, испытывающие «эковину» могут поменять свой образ жизни так, чтобы наносить меньше вреда окружающей среде, и участвовать в общественных мероприятиях в защиту природы, а обидевшим друга для начала надо извиниться и, возможно, предложить помощь. Если же это «вина выжившего», человек может написать самому себе письмо с подробным описанием того, за что он готов взять на себя ответственность, в чем раскаивается, а за что может себя простить.